Rano Raraku

Потухший вулкан - место изготовления статуй. Доступ туристов, увы, жестко ограничен обозначенными тропинками. Масса смотрителей наблюдает за тем, чтобы никто не нарушал установленных рамок. Поэтому ко многим интересным местам подойти ближе не было никакой возможности.

 

Внешний склон кратера

Если ориентироваться на результаты раскопок Хейердала, то ныне доступна обозрению только верхняя часть статуй (треть, а то и менее) - остальное находится под грунтом. Статуя, раскопанная Хейердалом ныне снова закопана (так принято на острове - места археологических раскопок по окончанию вновь закапываются).

Поражает хорошая сохранность местных статуй. Возможно, это следствие того, что здесь они расположены далеко от моря и подвергаются меньшей эрозии.

Нередко у статуй очень хорошо проработаны детали - прочерчены ноздри, отшлифована шея и т.п.

То, что считается вытянутыми ушами, порой больше похоже вовсе не на уши, а на деталь прически - нечто вроде косичек или даже пейсов, только без завивки. В пользу именно такой версии свидетельствует и то, что начинаются эти "уши-косички" заведомо выше того места, где у человека располагается верх ушей.

Форма глаз - геометрически четко очерченная и определенно законченная, никаких дополнительных вставок (как у некоторых реставрированных моаи) явно не предполагает.

Коленнопреклоненная статуя полностью выбивается из всего ряда по стилистике и по низкому качеству исполнения.

 

Внутренний склон кратера

Там, где по неким причинам оказался снят верхний слой грунта, обнажились слои с исходным цветом породы. Он ярко-желтый с красноватым отливом. Это позволило выдвинуть версию, что такая (весьма сильно подверженная эрозии) порода была выбрана для изготовления статуй именно из-за цвета. Свежесделанные статуи издали могли казаться отлитыми из золота.

 

Каменоломня на внешнем склоне

В каменоломне ничего особенного не замечено (много закрыто для доступа), но есть странные детали. Например, попадаются явные следы зубила, а это подразумевает не просто долблением камнем (эксперимент Хейердала) – должно быть сразу два инструмента (зубило и молоток).

Места выемки некоторых статуй из скалы далеко не очевидны – аху надо было вытаскивать в сторону из-под навеса (что далеко не просто) – резали не сверху, а сбоку. Порой попадаются ровные вертикальные стенки, но зачем выравнивать остающуюся скалу, если далее предполагается изготавливать не плоские плиты, а фигурные статуи?!.

В целом каменоломня вызывает ощущение конвейера по массовому (!!!) производству статуй, остановившегося на полном ходу...

 

Ямы в каменоломне на гребне (внутренний склон)

Ямы на гребне, которые якобы использовались для крепления такелажных столбов (из стволов пальм), совершенно не впечатляют и тем более не убеждают в озвучиваемой версии их назначения. Они абсолютно не годятся для крепления таких столбов, которые должны были выдерживать вес спускаемой по склону статуи. Во-первых, длина веревок получается очень длинной (они просто лопнут). Во-вторых, порода хрупкая, и столбы при подобной нагрузке выворотило бы из этих ям. И в-третьих, ямы сконцентрированы в одном месте на довольно небольшом пятачке - всего несколько метров длиной. Вдобавок, на стенках ям нет никаких признаков того, что ямы эксплуатировались подобным образом (например, следов затирания неровностей стволом пальмы). Так что уже даже историки ныне сомневаются в данной версии назначения этих ям.

Рядом есть заготовки для статуй. Вырубка статуй на такой высоте неудобна и непонятна. Разве что транспортировали потом по гребню, но и это – очень опасно.

 

Rambler's Top100