И.Алексеев, "Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения."

ЛИНИИ

Геоглифы встречаются почти по всему западному побережью Южной Америки. В данной главе мы подробно рассмотрим геоглифы в районе Наска, а информацию о других регионах вы найдете в приложении.

На следующей карте голубым помечены области, где линии отчетливо читаются в Google Earth и имеют сходное строение; красный прямоугольник – «туристическое место», где плотность линий максимальна и сосредоточено большинство рисунков; фиолетовая область – район распространения линий, рассматриваемый в большинстве исследований, когда говорят «геоглифы Наска-Пальпа» имеют ввиду именно эту область. Фиолетовый значок в левом верхнем углу – известный геоглиф «Паракасский канделябр»:

Рис. 5

Район красного прямоугольника: Рис. 6

Фиолетовая область: Рис.7

Сами геоглифы представляют из себя довольно-таки простую вещь - покрытые темным пустынным загаром (окисями марганца и железа) камни убирались в сторону, тем самым обнажая светлый слой подпочвы, состоящую из смеси песка, глины и гипса:

Рис.8

Но зачастую геоглифы имеют более сложную конструкцию - заглубление, упорядоченную границу, каменные конструкции или просто кучи камней на концах линий, из-за чего в некоторых трудах их называют грунтовыми сооружениями.

Там, где геоглифы заходят на горы – обнажался более светлый слой щебня:

Рис. 9

В этой главе мы в основном будем рассматривать ту большую часть геоглифов, в которую входят линии и геометрические фигуры.

По форме их обычно делят следующим образом:

Линии и полосы шириной от 15 см до 10 и более метров, которые могут тянуться на многие километры (1-3 км встречаются довольно часто, в некоторых источниках упоминаются 18 и более км). Тонкими линиями нарисовано большинство рисунков. Полосы иногда плавно расширяются по всей длине:

Рис. 10

Усеченные и вытянутые треугольники (наиболее распространенный после линий вид геометрических фигур на плато) самых разных размеров (от 3 м до более чем 1 км) – обычно их называют трапецоидами:

Рис.11

Большие площадки прямоугольной и неправильной формы:

Рис. 12

Часто линии и площадки бывают заглублены, по словам М. Райхе до 30 и более см, углубления у линий нередко имеют дугообразный профиль:

Рис. 13

Это хорошо заметно на почти засыпанных трапецоидах:

Рис. 14

Или на снимке, сделанном участником экспедиции ЛАИ: Рис.15. Место съемки: Рис. 16

Линии почти всегда имеют четко выраженные границы – в основном это что-то типа бордюра, очень точно выдержанного по всей длине линии. Но также границами могут быть отвалы из камней (для больших трапецоидов и прямоугольников, как на Рис. 15) или кучи камней с разной степенью упорядоченности:

Рис. 17

Отметим особенность, из-за которой геоглифы Наска и преобрели широкую известность - прямолинейность. В 1973 г. Дж. Хоккинс писал, что некоторые многокилометровые прямые линии сделаны на пределе фотограмметрических возможностей. Не знаю, как дело обстоит сейчас, но согласитесь, для индейцев совсем неплохо. Следует добавить, что часто линии идут по рельефу, как бы не замечая его.

Рис. 18

Примеры, ставшие классическими: Рис. 19, Рис. 20

Далее. Существуют центры (обычно расположенные на возвышенностях), где сходятся (или расходятся, кому как нравится) разные виды линий.

Рис. 21

Вид с самолета: Рис. 22

Центры хорошо читаются на карте 6. Карта центров, составленная Марией Райхе (маленькие точки): Рис. 23. Американский исследователь Энтони Эвени в своей книге «Between lines» упоминает о 62 центрах в районе Наска-Пальпа.

Часто линии соединяются друг с другом и объединяются в различные комбинации. Также заметно, что работа шла в несколько этапов, часто линии и фигуры накрывают друг друга:

Рис. 24

Стоит отметить расположение трапецоидов. Основания обычно смотрят на долины рек, узкая часть почти всегда выше основания. Хотя там, где перепад высот небольшой (на плоских вершинах холмов или в пустыне) это не работает:

Рис. 25

Пару слов необходимо сказать о возрасте и количестве линий. Официальной наукой принято считать, что линии создавались в период между 400 г. до н. э. и 600 г. н.э. Основанием этому служит несметное количество осколков керамики разных фаз культуры Наска, которые находят в отвалах и кучах камней на линиях, а также радиоуглеродный анализ остатков деревянных столбов, считающихся разметочными. Также применяется термолюминесцентное датирование, которое показывает сходные результаты. Мы еще затронем эту тему ниже.

Что касается числа линий – Мария Райхе зарегистрировала их около 9 000, в настоящее время упоминается цифра от 13 000 до 30 000 (и это только на фиолетовой части карты 5, схожие линии у Ики и Писко никто не считал, хотя там их, очевидно, гораздо меньше). Но надо учитывать, что мы видим только то, что оставило нам время и заботы Марии Райхе (сейчас плато Наска – заповедник), которая упоминала в своей книге, что на ее глазах под посевы хлопчатника пускаются участки с интереснейшими линиями и спиралями. Очевидно, что большую часть похоронили эрозия, пески и человеческая деятельность, да и сами линии порой накрывают друг друга в несколько слоев, и их истинное число может отличаться как минимум на порядок. Имеет смысл говорить не о количестве, а о плотности линий. А вот здесь стоит отметить следующее.

Учитывая, что климат, как указывают археологи, в указанный период был влажнее (да и в Google Earth видно, что руины и остатки ирригационных сооружений значительно углубляются в пустыню), максимальная плотность геоглифов наблюдается вблизи долин рек и поселений (карта 7). Но встретить отдельные линии можно и в горах и далеко в пустыне:

Рис. 26

На высоте 2000 м в 50 км к западу от Наска: Рис. 27

Трапецоид из группы линий в пустыне в 25 км от Ики: Рис.28

И еще. При составлении ГИС некоторых районов Пальпа и Наска был сделан вывод, что в целом все линии построены в доступных для человека местах и происходящее на линиях (но не сами линии) можно видеть с удаленных точек наблюдения. На счет второго не знаю, а первое, похоже, справедливо для подавляющей части линий (неудобные места есть, но непроходимых не встречал), тем более что Google Earth позволяет покрутить изображение и так и сяк (фиолетовый район на карте 5): Рис. 29, Рис. 30

Список очевидных особенностей можно было бы продолжать, но, пожалуй, пора переходить к деталям.

Первое, с чего хотелось бы начать, это значительное количество работы, сделанной, мягко говоря, не совсем качественно:

Рис. 31

Основная часть снимков сделаны в пределах фиолетовой области на карте 5, которая больше всего подверглась нашествию туристов и разного рода экспериментаторов; по словам Райхе, здесь даже были военные маневры. Я старался по возможности избегать явно современных следов, тем более что это не трудно - они более светлые, идут поверх древних линий и не имеют следов эрозии.

Еще несколько показательных примеров: Рис. 32, Рис. 33, Рис. 34

Странные ритуалы были у древних – стоило бы заниматься таким объемом работы по разметке и расчистке, что бы потом на полпути или даже на заключительной части все бросить? Интересно, что иногда на вполне законченных трапецоидах нередко встречаются кучи камней, как бы брошенных или забытых строителями:

Рис. 35

По свидетельству археологов, работы по строительству и реконструкции линий велись постоянно. Я добавлю, что это скорее касается лишь некоторых групп линий, расположенных вблизи Пальпы и в долине реки Ингенио . Там всякого рода деятельность не прекращалась, возможно, и во времена инков, судя по многочисленным каменным конструкциям вокруг оснований трапецоидов:

Рис. 36

Некоторые подобные места иногда как бы отмечены антропоморфными и достаточно примитивными изображениями-геоглифами, напоминающими обычные наскальные рисунки (историки относят их к стилю культуры Паракас, 400-100 гг. до н.э., предшественнице культуры Наска). Хорошо видно, что потоптались там не мало (в том числе и современные туристы): Рис. 37, Рис. 38

Надо сказать, что подобные места в основном и предпочитают изучать археологи.

Вот здесь мы подошли к одной крайне интересной детали.

Вы заметили, что я постоянно упоминаю кучи и конструкции из камня – из них делали границы, произвольно оставляли на линиях. Но есть еще один вид подобных элементов, как бы входивших в конструкцию значительного числа трапецоидов. Обратите внимание на два элемента на узком конце и один на широком:

Рис.39

Деталь важная, поэтому еще примеры: Рис. 40

На этом снимке из гугля сразу несколько трапецоидов имеют подобные элементы: Рис. 41

Эти элементы не позднейшие дополнения – они присутствуют на некоторых недостроенных трапецоидах, также встречаются по всем указанным на карте 5 регионам. Вот примеры с противоположных концов - первый из района Писко, и два с горного участка восточней Наска. Интересно, что на последнем эти элементы присутствуют и внутри трапецоида: Рис. 42

Археологи недавно заинтересовались этими элементами, и вот описания этих конструкций на одном из трапецоидов в районе Пальпы (1):

Каменные платформы, имеющие стены из камней, скрепленных грязевым раствором, иногда двойные (внешнюю стенку составляли из плоских сторон камня, придавая парадность), с заполнением из породы, среди которой попадаются осколки керамики и остатки пищевых продуктов; имелся приподнятый пол из утрамбованной глины и каменными вставками. Делаются предположения, что сверху этих конструкций укладывались деревянные балки и использовались как платформы.

Рис. 43

На схеме видны ямы между платформами, где находили остатки деревянных (ивовых) столбов, предположительно массивных. Радиоуглеродный анализ одного из столбов показал возраст 340-425 г. н. э., кусок палки из каменной платформы (другого трапецоида) – 420-540 г. н. э. Так же ямы с остатками столбов находили и на границах трапецоидов.

Вот описание кольцевой структуры, найденной рядом с трапецоидом и, по мнению археологов, похожей на те, что попадаются в основании трапецоидов:

По способу строительства похожа на описанные выше платформы, с той разницей, что парадность придавали и внутренней части стены. Имела форму буквы D, с плоской стороны делался разрыв. Виден плоский камень, поставленный после реконструкции, но отмечается, что был второй, и оба использовались как подпорки для лестницы на платформу.

Рис.44

В большинстве случаев эти элементы не имели столь сложного устройства и представляли просто кучи или кольцевые структуры из камней, а одиночный элемент в основании трапецоида мог не читаться совсем.

Рис. 45

Я немного подробней остановился на этом моменте, потому что совершенно очевидно - платформы строились вместе с трапецоидами. Их очень часто можно видеть в Google Earth, причем очень хорошо бывают различимы кольцевые конструкции. И вряд ли индейцы специально разыскивали трапецоиды, что бы построить на них платформы. Иногда даже трапецоид еле угадывается, а эти элементы хорошо видны (например в пустыне в 20 км от Ики):

Рис.46

У больших площадок-прямоугольников несколько другой набор элементов – две большие кучи камней, расположенных по одной на каждом крае. Возможно, одна из них показана в документальном фильме National Geographic «Линии Наска. Расшифровано»:

Рис.47

Ну что ж, уверенное очко в пользу ритуалов.

Идем далее.

Опираясь на нашу ортодоксальную версию, логично предположить, что должна существовать какая-либо разметка. Нечто похожее действительно есть и очень часто употребляется – тонкая центральная линия, проходящая по центру трапецоида и иногда выходящая далеко за пределы. В некоторых работах археологов ее иногда называют осевой линией трапецоида. Обычно она привязана к описанным выше платформам (начинается или проходит рядом-через платформу в основании, и всегда точно выходит посередине между платформами в узком конце), трапецоид же может быть не симметричным относительно ее (и платформ соответственно):

Рис. 48

Это справедливо для всех выделенных областей карты 5. Показателен в этом отношении трапецоид из Ики Рис. 28, осевая линия которого как бы стреляет линией из куч камней.

Примеры разных видов разметки трапецоидов и полос, а так же различные виды работ по ним в фиолетовом районе (мы их прозвали матрацы и перфоленты): Рис. 49, Рис. 50, Рис. 51, Рис. 52.

Разметка на некоторых показанных примерах уже не простое очерчивание основных осей и контуров. Здесь присутствуют элементы как бы сканирования всей площади будущего геоглифа.

Это особенно заметно на разметке для больших прямоугольных площадок с «туристического места» у реки Ингенио:

Под площадкой:

Рис.53

А здесь рядом с существующей площадкой разметили еще одну:

Рис. 54

Хорошо читается подобная разметка под будущие площадки на макете М. Райхе: Рис. 55

Возьмем на заметку «сканирующую разметку» и пойдем дальше.

Интересно, что разметчики и те, кто выполнял работы по расчистке похоже иногда не могли в достаточной степени скоординировать действия:

Рис. 56

Рис. 57

И пример двух больших трапецоидов. Интересно, это так задумывалось, или кто-то что-то напутал: Рис. 58

Учитывая все вышесказанное, трудно было не попытаться поближе познакомиться с действиями разметчиков.

И вот тут нас ждут еще несколько крайне занимательных деталей.

Для начала скажу, что очень показательно сравнивать поведение современного транспорта и древних разметчиков, пользующихся тонкой линей. Следы машин и мотоциклов неравномерно гуляют вдоль одного направления, и трудно найти прямолинейные участки более пары сотен метров. В то же время древняя линия всегда практически прямая, часто неумолимо двигается на многие километры (проверяется в гугле линейкой), временами исчезая, как бы отрываясь от земли, и появляется снова на том же направлении; изредка может делать легкий вираж, резко или не очень сменить направление; и в конце концов либо упирается в центр пересечений, либо плавно исчезает, растворяясь в трапецоиде, пересекающей линии или с переменой рельефа.

Часто разметчики как бы опираются на кучи камней, расположенных рядом с линиями, и реже на самих линиях:

Рис. 59

Или такой пример: Рис. 60

По поводу прямолинейности я уже говорил, но отмечу следующее.

Некоторые линии и трапецоиды, даже искаженные рельефом, становятся прямыми с определенной точки наблюдения с воздуха, что уже отмечалось в некоторых исследованиях. Например. Немного гуляющая на снимке со спутника линия выглядит почти прямой с точки обзора, находящейся немного в стороне (кадр из документального фильма «Линии Наска. Расшифровано»): Рис. 61. Я не специалист в области геодезии, но, по-моему, провести на пересеченной местности линию, по которой наклонная плоскость пересекает рельеф – задача достаточно непростая.

Еще подобный пример. Слева снимок с самолета, правый со спутника. В центре фрагмент старого фото Пола Косока (взят с правого нижнего угла оригинальной фотографии из книги М. Райхе). Мы видим, что вся комбинация линий и трапецоидов как бы нарисована из точки, близкой к точке из которой сделан центральный снимок. Рис. 62

Идем далее.

А следующее фото лучше рассматривать в хорошем разрешении (здесь).

Рис. 64

Сначала обратим внимание на недорасчищенную площадку по центру. Очень наглядно представлены способы работы вручную – есть и большие кучи, и маленькие, отвал гравия на границах, нерегулярная граница, не очень организованная работа – собрали там-сям и ушли. Короче все то, что мы видели в разделе о ручной работе.

А теперь посмотрим на линию, пересекающую левую часть фото сверху вниз. Кардинально другой стиль работы. Древние асы-строители похоже решили сымитировать работу резца, зафиксированного на определенной высоте. С прыжком через ручей. Прямолинейные и регулярные границы, выровненное дно; не забыли даже воспроизвести тонкости обрыва следа верхней части линии. Есть вероятность, что это водная или ветровая эрозия. Но примеров всех видов воздействия окружающей среды на фотографиях достаточно – не похоже ни на тот, ни на другой. Да и на окружающих линиях было бы заметно. Здесь же скорее намеренное прерывание линии приблизительно на 25 метров. Если добавить вогнутый профиль линии, как на старых снимках или с фото ЛАИ, и тонны породы, которую надо перелопатить (ширина линии порядка 4 м), то картина будет полной. Показательны так же четыре перпендикулярные тонкие параллельные линии, явно нанесенные поверх. Если приглядеться, то можно увидеть, что на неровностях рельефа глубина линий тоже меняется; похоже на след, проведенный по линейке металлической вилкой по куску пластилина.

Для себя подобные линии я окрестил т-линиями (линии, изготовленные с помощью технологий, т.е. с учетом использования специальных методов разметки, выполнения и контроля работ). Подобные особенности уже отмечены некоторыми исследователями. Фото похожих линий есть на сайте (24) и сходное поведение некоторых линий (прерывание линий и взаимодействие с рельефом) отмечается в статье (1).

Подобный пример, где так же можно сравнить уровень работ (две «грубые» линии отмечены стрелками: Рис 65. Что примечательно. У недоделанной грубой линии (та, что по центру) есть тонкая линия-разметка. А вот разметки для т-линий ни разу не встречалось. Как и недоделанных т-линий.

Вот еще несколько примеров: Рис. 66, Рис. 67

Согласно «ритуальной» версии по линиям должны были ходить. В одном документальном фильме Discovery показали внутреннюю уплотненную структуру линий, предположительно возникшую от интенсивного хождения по ним (уплотнением породы объясняют магнитные аномалии, зафиксированные на линиях):

Рис. 68

И что бы так протоптать, ходить должны были много. Не просто много, а очень много. Интересно только, как древние определяли маршруты на Рис. 67, чтобы утаптывать линии приблизительно равномерно? И как прыгали на 25 метров?

Жаль, что фото с достаточным разрешением охватывают только «туристическую» часть нашей карты. Так что с других областей будем довольствоваться картами с Google Earth.

Грубая работа в нижней части снимка и т-линии вверху: Рис. 69

А эти т-линии подобным образом тянутся на протяжении порядка 4 км: Рис. 70

Т-линии умели делать и виражи: Рис. 71

И такая деталь. Если вернуться к т-линии, которую мы обсуждали самой первой, и посмотреть на ее начало, то увидим небольшой расширение, напоминающее трапецоид, который далее развивается в т-линию и, очень плавно меняя ширину и четыре раза резко изменив направление, пересекает саму себя, и растворяется в большом прямоугольнике (недоделанная площадка явно более позднего происхождения): Рис. 72, Рис. 73

Иногда случался какой-то сбой в работе разметчиков (кривые с камнями в конце полос): Рис. 74

Встречаются и большие трапецоиды, похожие на работу разметчиков. Например. Качественно сделанный трапецоид с границами-бордюрами как бы вырастает путем раздвигания границ из линии-вмятины разметчика: Рис. 75

Еще интересный пример. Достаточно крупный трапецоид (на снимке где-то две трети от всей длины), сделанный как бы раздвиганием режущих кромок «резца», причем в узкой части одна из кромок перестает задевать поверхность: Рис. 76

Подобных странностей достаточно. Вся обсуждаемая область нашей карты большей частью, похоже, представляет собой творчество тех самых разметчиков, хорошо замешанное с грубой, неквалифицированной работой. Археолог Хейлен Сильверман однажды сравнила плато с исчерченной школьной доской в конце напряженного учебного дня. Очень хорошо подмечено. Но я бы добавил что-нибудь про совместные занятия дошкольной группы и студентов-дипломников.

Существуют попытки сделать линии вручную в наше время доступными для древних насканцев средствами:

Рис. 77

Нечто подобное делали и древние, и, возможно, именно такими способами:

Рис. 78

Но на, мой взгляд, т-линии напоминают нечто другое. Они скорее похожи на след лопатки, при помощи которой имитировали рисунки Наска в одном из документальных фильмов:

Рис. 79

А вот сравнение т-линий и следа стека по пластилину: Рис. 80

Как то так. Только лопатка или стек у них были чуть побольше…

И последнее. Замечание относительно разметчиков. Есть такой недавно открытый религиозный центр древних насканцев - Кауачи. Считается, что он напрямую связан со строительством линий. И если сравнить при одинаковом масштабе этот самый Кауачи с расчерченным в километре от него участком пустыни, возникает вопрос – если пустыню рисовали сами насканские геодезисты, то для разметки Кауачи они приглашали гастарбайтеров из отсталых горных племен? - Рис. 81

Провести четкую грань между неквалифицированной работой и т-линиями и делать какие-либо выводы, пользуясь только фотографиями «туристического» района и картами Google earth, невозможно. Надо смотреть и изучать на месте. И так как глава посвящена материалу, претендующему на фактический, воздержусь от замечаний по поводу столь изощренных ритуалов; а посему обсуждение т-линий заканчиваем и переходим к заключительной части главы.

 

Комбинации линий.

 

То, что линии образуют некие группы и комбинации, отмечали многие исследователи. Например, проф. М. Райндел называл их функциональными единицами. Немного разъяснений. Под комбинациями понимается не простое накладывание линий друг на друга, а как бы объединение в одно целое посредством общих границ или очевидного взаимодействия друг с другом. И что бы попытаться понять логику создания комбинаций, предлагаю для начала систематизировать тот набор элементов, которым пользовались строители. И, как мы видим, большого разнообразия тут нет:

Рис. 82

Всего четыре элемента. Трапецоиды, прямоугольники, линии и спирали. Есть еще и рисунки, но им посвящена целая глава; здесь же будем считать их разновидностью спиралей.

Начнем с конца.

Спирали. Это достаточно распространенный элемент, их насчитывают порядка сотни и они почти всегда входят в комбинации линий. Бывают очень разные – совершенные и не совсем, квадратные и замысловатые, но всегда двойные:

Рис. 83

Следующий элемент – линии. В основном это наши знакомые т-линии.

Прямоугольники – о них тоже упоминалось. Отметим лишь две вещи. Первое. Их относительно мало и они всегда стараются быть ориентированы перпендикулярно по отношению к трапецоидам и тяготеют к их узкой части, иногда как бы перечеркивая их (карта 6). Второе. В долине реки Наска есть значительное количество больших ломаных прямоугольников, как бы накладывающихся на русла высохших рек. На прорисовках обозначены в основном желтым: Рис. 84

Граница такой площадки хорошо видна на Рис. 69 (внизу).

И последний элемент – трапецоид. Наряду с линиями самый распространенный элемент на плато. Несколько деталей:

Рис. 85

1 - Расположение относительно каменных конструкций и виды границ. Как уже отмечалось, очень часто каменные конструкции плохо читаются, или их нет вовсе. Также наблюдается некая функциональность трапецоидов. Не хотелось бы милитаризировать описание, но на ум приходит аналогия со стрелковым оружием. Трапецоид как бы имеет дульную (узкую) и казенную части, каждая из которых достаточно стандартно взаимодействует с другими линиями.

Для себя я разделил все комбинации линий на два типа – свернутые и развернутые. Трапецоид – основной элемент во всех комбинациях. Свернутая (группа 2 на схеме)– это когда линия выходит из узкого конца трапецоида под углом около 90 градусов (или меньше). Эта комбинация обычно компактна, тонкая линия часто возвращается к основанию трапецоида, иногда имеет спираль или рисунок.

Развернутая (группа 3) – выходящая линия почти не меняет направления. Простейшая развернутая – трапецоид с тонкой линией, как бы стреляющей из узкой части и тянущейся на значительное расстояние.

Еще пара важных деталей, прежде, чем перейдем к примерам. В свернутых комбинациях нет каменных конструкций на трапецоиде, а основание (широкая часть) иногда имеет ряд линий: Рис. 86. Видно, что последний ряд на последнем примере выложен заботливыми реставраторами. Снимок последнего примера с земли: Рис. 87

В развернутых наоборот – очень часто присутствуют каменные конструкции, а основание имеет дополнительный трапецоид или трапецоиды гораздо меньшего размера, присоединяющиеся (последовательно или параллельно) к месту одиночной платформы (возможно вынося ее за пределы основного): Рис. 88, Рис. 89

Впервые свернутую комбинацию линий описала Мария Райхе. Она назвала ее «кнутом»:

Рис.90

С узкого конца трапецоида под острым углом в направлении основания идет линия, которая, как бы просканировав зигзагом окружающее пространство (в данном случае особенности рельефа), сворачивается в спираль в непосредственной близости от основания. Вот вам и свернутая комбинация. Подставляем разные вариации данных элементов и получаем весьма распространенную комбинацию в области Наска-Пальпа. Пример с другим вариантом зигзага:

Рис. 91

Еще примеры: Рис. 92

Примеры более крупных и сложных свернутых комбинаций в характерном взаимодействии с прямоугольной площадкой: Рис. 93

На карте разноцветными звездочками показаны хорошо читающиеся свернутые комбинации в районе Пальпа – Наска:

Рис. 94

Очень интересный пример группы из свернутых комбинаций показан в книге М. Райхе:

Рис. 95

К огромной свернутой комбинации, к узкой части трапецоида как бы прицеплена микро-комбинация, имеющая все атрибуты обычной свернутой. На более подробном фото отмечены: белыми стрелками – изломы зигзага, черной – сама мини-комбинация (большая спираль рядом с основанием трапецоида у М. Райхе не показана): Рис. 96.

Примеры свернутых комбинаций с рисунками:

Рис. 97

Здесь можно отметить порядок создания комбинаций. Вопрос до конца не ясен, но на многих примерах видно, что сканирующие линии как бы видят материнский трапецоид и своей траекторией учитывают его. На комбинации с обезьянкой – пилообразный зигзаг как бы вписывается между существующими линиями; гораздо сложнее с точки зрения художника было бы рисовать его первым. Да и динамика процесса – сначала трапецоид с огородом из всевозможных деталей, потом утончающаяся т-линия, переходящая в спираль или рисунок, и затем исчезающая вовсе – на мой взгляд, более логична.

Представляю чемпиона среди свернутых комбинации. Длина только видимой непрерывной и очень качественно сделанной части – более 6 км. Прорисовка с места близ Кауачи (Рис. 81):

Рис. 98

Перейдем к развернутым комбинациям.

Здесь нет такого относительно четкого алгоритма построения, если не считать того, что эти комбинации охватывают значительную площадь. Можно даже сказать, что это скорее разные способы взаимодействие линий и групп линий друг с другом. Смотрим примеры: Рис. 99. Трапецоид 1, который имеет в свою очередь маленький «запальный» трапецоид, узкой частью упирается в возвышенность, на которой как бы происходит «взрыв», или соединение линий, идущих из узких концов других трапецоидов (2, 3). Удаленные трапецоиды как бы связываются между собой. Но есть и последовательное соединение (4). Причем иногда соединительная осевая линия может менять ширину и направление. Фиолетовым цветом обозначена неквалифицированная работа.

Еще пример. Взаимодействие осевой линии длиной порядка 9 км и 3-х трапецоидов: Рис. 100. 1 – верхний трапецоид, 2 – средний, 3 – нижний. Видно, как осевая реагирует на трапецоиды, меняя направление Рис. 101.

Следующий пример. Для большей наглядности его лучше бы в деталях рассматривать в Google Earth. Но постараюсь объяснить. Рис. 102. Трапецоид 1, очень грубо сделанный, которому в узкую часть «стреляет» трапецоид 2, соединяется с основанием трапецоида 3 (Рис. 103), который в свою очередь «стреляет» хорошо сделанной линией в небольшую возвышенность. Вот такая трапецология.

Вообще подобная стрельба по отдаленным невысоким возвышенностям (бывает и по далеким горным вершинам) – вполне привычное дело. По сведению археологов, около 7% линий нацелены на возвышенности. Вот например трапецоиды и их оси в пустыне рядом с Икой:

Рис. 104

И последний пример. Объединение общей границей при помощи прямоугольных площадок двух крупных свернутых комбинаций: Рис. 105. Видно, как намеренно игнорируется трапецоид, стреляющий прямой линией.

Вот вкратце и все, что хотелось бы сказать о комбинациях.

Понятно, что список подобных соединений можно продолжать и развивать очень долго. В то же время, на мой взгляд, было бы неверным считать, что плато – одна большая мегакомбинация. Но осознанное и намеренное объединение некоторых геоглифов в группы по определенным признакам и существование чего-то типа общего стратегического плана для всего плато – несомненно. Стоит отметить, что все упомянутые развернутые комбинации занимают площадь в несколько квадратных километров каждая, и за день-два такое не построишь. А если учитывать все эти т-линии, правильные границы и платформы, килотонны камней и породы, и то, что работа велась по одинаковым схемам на всей площади упомянутого региона (карта 5 – более 7 тысяч кв. км), на протяжении долгого периода времени и иногда в очень неблагоприятных условиях – возникают неприятные вопросы. Трудно судить, насколько общество культуры Наска было в состоянии сделать такое, но то, что для этого требовались очень специфические знания, карты, инструменты, серьезная организация работ и большие человеческие ресурсы – очевидно.

Далее

 

Rambler's Top100