А.Лапин "РА"

Глава 14. Империя ацтеков.

После падения столицы толтеков Тулы долину Мехико захлестнули волны кочующих северных племен, известных под общим названием чичимеки (варвары). В социально-экономическом плане эти народы представляли собой сообщества охотников и собирателей, которых миграционные процессы, происходившие на американском континенте, превратили в воинов-завоевателей чужих территорий. Приходя в соприкосновение с остатками толтекской цивилизации, эти племена окультуривались, постепенно превращаясь в цивилизованные земледельческие народы, во многом напоминающие своих культурных предшественников. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико (рис 1.14.1.) существовало несколько могущественных городов-государств - Кольуакан, Ацкапотсалько, Тецкоко. Первоначально маленькое пришлое племя смогло овладеть несколькими островками на озере Тецкоко, основав на одном из них свою столицу - жалкую деревушку, состоящую из нескольких тростниковых хижин, расположенных вокруг святилища племенного бога Уицилопочтли - будущую столицу империи, блистательный Теночтитлан. По данным современной археологии это событие произошло в 1325 году. Для того, чтобы выжить в условиях соседства с могущественными городами-государствами долины Мехико, ацтеки были вынуждены принять подданство одного из них - Ацкапотсалько, от владычества которого они смогли освободиться только в 1428 году. Земли, на которых разрешили поселиться ацтекам их могущественные соседи, представляли собой топи без признаков пахотной земли, дерева или камня. В изобилии был лишь тростник, в больших количествах произраставший по берегам озера Тецкоко. Из этого материала безземельные ацтеки не только строили свое жилье, но и создавали искусственную почву - плавучие сады (чинампас), насыпая ил со дна озера на плетеные плоты. Постепенно кочевое племя превращается в оседлый земледельческий народ с начатками государственной структуры - первый монарх ацтеков Акамапичтли был провозглашен приблизительно в 1370 году.

Рис. 1.14.1. Империя Ацтеков. Долина Мехико

Постепенно, благодаря трудолюбию, изобретательности и дипломатическому искусству своих вождей, ацтекам удается создать свой город-государство - Мехико-Теночтитлан, который начинает играть все более заметную роль в политической жизни долины Мехико. Моментом возникновения империи ацтеков принято считать, заключенный в XV веке союз между тремя городами - Теночтитланом, Тецкоко и Тлакопаном с целью освобождения от владычества Ацкапотсалько. После достижения этой цели под давление правителей Теночтитлана тройственный союз фактически превращается в единое государство. Тлакопан и Тецкоко становятся сначала городами-спутниками Теночтитлана, а затем его районами. Хотя правители этих городов и считались союзниками монарха ацтеков, однако их права и привилегии носили все более формальный характер. Правитель Теночтитлана присвоил себе право вмешиваться в порядок наследования в обеих династиях, и сам назначал своих вассалов, которые, по сути, являлись государственными чиновниками. Постепенно ацтекам, где путем военной экспансии, где с помощью политических и дипломатических интриг, удалось установить контроль над огромными территориями. Ко времени появления испанцев империя состояла из 38 провинций, плативших регулярную дань правителям Теночтитлана. Ее границы омывали два океана: Тихий, в провинции Куатитлан, и Атлантический, по всему побережью Мексиканского залива, от Точпана до Точтепека. На западе империя граничила с племенами тарасков, на севере с племенами охотников-чичимеков, на северо-востоке с хуастеками - предположительно отделившейся ветвью племени майя (рис.1.14.1.). На юго-восточной границе было расположено независимое дружественное государство Шикаланко, игравшее роль буферного государства между ацтеками и юкатанскими майя. Некоторое количество племенных союзов сумели сохранить независимость от Теночтитлана, образовав анклавы на его территории. В таком положении оказались республика нахуатлов Тлашкала, княжества Мецтитлан и Нахуатль, расположенные в горах на северо-востоке, крохотное государство Йопи на побережье Тихого океана и племя чинантеков, которые жили в неприступном горном массиве между прибрежной равниной и долиной Оахака.

Провинции империи ацтеков были, говоря современным языком, территориями с правами широкой автономии. Главный интерес метрополии состоял в сборе налогов и военной добычи (с недавно завоеванных провинций). В столице каждой провинции жил назначенный государственный чиновник, который ведал вопросами сбора и отправки налогов, чем его компетенция и ограничивалась. Центральной властью назначались только начальники гарнизонов укрепленных городов на границах империи и правители недавно покоренных неспокойных провинций. Каждый провинциальный город сохранял свою политическую и административную автономию на том условии, что он будет регулярно платить налоги, самостоятельно содержать свою армию и передавать судебные иски в Теночтитлан, как в суд последней инстанции. Фактически, империя ацтеков представляла собой сложный конгломерат территорий с весьма условной централизацией, главной территориальной единицей в котором был союзный город-государство.

Все, что производилось в империи, стекалось в ее столицу - Мехико-Теночтитлан - либо в виде налогов, либо посредством торговли, которая была очень развита. Так в долину Мехико попадали ранее неизвестные тропические товары: какао, шкуры экзотических животных, хлопок, драгоценные камни, золото. Это способствовало появлению роскоши и структуризации столичного общества. Постоянные войны, которыми сопровождалось расширение империи, а также необходимость в подавлении восстаний, периодически охватывавших ту или иную провинцию, вызвало к жизни появление нового сословия - профессиональных воинов. Именно воины, сумевшие отличиться на войне наряду с жрецами и высокопоставленными чиновниками составляли элиту ацтекского общества. Монарха ацтеков выбирал специальный совет, состоящий

из верховных жрецов и военачальников, так что принцип крови был хотя и важным, но далеко не решающим фактором. Все большее влияние начинал набирать нарождающийся класс торговцев, которые по мере расширения империи и роста объемов торговых операций начинали пользоваться существенными привилегиями. По-видимому, ацтекское общество находилось в процессе активного исторического и социального развития, естественное течение которого было прервано появлением испанских завоевателей.

Мехико-Теночтитлан был разрушен испанцами под командованием конкистадора Эрнана Кортеса в 1521 г. Город был разрушен до основания, буквально превращен в груду развалин. Сейчас на его месте расположен современный Мехико-сити, столица независимой Мексики. Однако благодаря воспоминаниям и рисункам, которые делали завоеватели, а также сопровождавшие их католические священники-миссионеры, мы можем составить о нем довольно полное представление. При последнем императоре ацтеков Монтесуме II город имел форму правильного квадрата, стороны которого равнялись приблизительно 3000 м., а общая площадь составляла приблизительно 1000 га. Внутри это пространство было покрыто сетью геометрически правильно ориентированных каналов и насыпных земляных укреплений, сооруженных вокруг двух главных центров города: великого храма и центральной площади Теночтитлана, и великого храма и площади города Тлателолько, который к тому времени стал одним из районов Мехико-Теночтитлана. Город был разделен на четыре части относительно центра, в котором был расположен великий храм: на севере находился район под названием Куэпопан ("место, где цветут цветы"); на юге - Мойотлан ("место, где живут москиты"); на востоке - Теопан ("квартал богов"); на западе - Ацтакалько ("место рядом с домом цапель"). По преданию это деление города на районы было осуществлено самим верховным богом ацтеков Уицилопочтли ("молодым человеком"). Любопытно, что испанцы сохраняли такое деление на протяжении всего колониального периода изменив туземные названия на испанские: Санта-Мария-ла-Ретонда (Куэпопан), Сан-Хуан (Мойотлан), Сан-Пабло (Теопан), Сан-Себастьян (Ацтакалько). Вопрос о численности населения Теночтитлана до сих пор остается открытым. По подсчетам испанских завоевателей, число домов (домохозяйств), расположенных в черте города насчитывало от 60 до 120 тыс. Если принять, что в одном доме проживало 5-7 человек, то общая численность населения города должна была составлять 560-700 тыс.

Рис.1.14.2. Двойная Пирамида Теночтитлана

По словам Берналя Диаса, конкистадоры "увидели вещи дотоле невиданные, которые не могли даже присниться". Широкие прямые улицы, огромные рынки, акведуки, каналы Теночтитлана произвели впечатление даже на Кортеса - холодного и расчетливого человека, чья жестокость граничила с его отвагой. В своих письмах Карлу V он пишет:"Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку…Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела". Как отмечали в своих воспоминаниях испанцы, главные улицы города были широкими и прямыми, разделенными по продольной оси на две части - одна предназначалась для пешеходов, а другая представляла собой канал для движения лодок - главного транспортного средства ацтеков, которые не знали ни колеса, ни вьючных домашних животных. На фоне одноэтажных домов обычных жителей особенно выделялись пирамидальные храмы, общественные здания (суды, арсеналы, учебные заведения) и дворцы знати. Самым роскошным дворцом обладал, конечно, император. По воспоминаниям испанцев он представлял собой целый город со многими воротами, через которые можно было попасть внутрь пешком или на лодке. Дворец состоял из комплекса двухэтажных зданий, сгруппированных вокруг овальных или квадратных двориков с садами и зверинцами. Общая площадь сооружения равнялась приблизительно 40 000 кв.м. Собственно апартаменты императора располагались на втором этаже. На первых этажах находились высшие государственные учреждения империи - верховный гражданский и уголовный суд, специальный трибунал, который судил высших военачальников и сановников империи, генеральный штаб, место сбора судебных исполнителей, общественные хранилища в которых находились большие запасы продовольствия, одежды и различных товаров, главное казначейство империи. В отдаленных частях дворца были расположены тюрьмы для военнопленных и уголовных преступников. Здесь же находились мастерские придворных ювелиров и художников, которые занимались изготовлением ювелирных изделий из золота и нефрита, а также составлением мозаик из перьев тропических птиц, очень высоко ценившихся у ацтекской знати. Особое впечатление на Кортеса и его соратников произвел огромный зверинец, в котором содержались представители фауны со всех уголков империи. Во внутренних садах были посажены цветы и лечебные растения из тропических областей, в искусственных водоемах обитали утки, лебеди и белые цапли. В своем письме Карлу V Кортес писал:"У Монтесумы был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет".

Главной пирамидой (теокалли) Теночтитлана был храм племенного бога ацтеков Уицилопочтли. Согласно дошедшим до нас сведениям, которые содержатся, в частности в "Кодексе Теллериано-Ременсис", а также в "Кодексе 1576 года" и других документах (иллюстрации к тексту Саагуна из рукописи, в настоящее время находящейся в Мадриде), она была двойной (рис.1.14.2.). Основание пирамиды имело длину с севера на юг приблизительно 100 м., а с запада на восток - 80 м. Пирамида имела четыре или пять ступеней, или платформ общей высотой около 30 м. По западному фасаду шла широкая двойная лестница с балюстрадой по краям и парапетом, начинавшимся у основания с огромных каменных змеиных голов. Лестница насчитывала 114 ступеней и была одной из самых протяженных в Мексике. На плоской вершине пирамиды были расположены два святилища. Святилище на северной стороне было посвящено древнему богу земледельцев долины Мехико - Тлалоку (богу дождя и молодой кукурузы). Южное святилище было посвящено богу войны Уицилопочтли - племенному богу ацтеков. В каждое святилище вела широкая дверь, расположенная с западной стороны, перед которой располагался алтарь для жертвоприношений. Крыши святилищ имели одинаковую пирамидальную форму и по периметру основания были украшены изображениями раковин - символов воды (у храма Тлалока), и бабочек - символов огня и солнца (у храма Уицилопочтли). На краях платформы были расположены статуи, в руки которых, по большим праздникам вкладывались знамена, изготовленные из перьев тропических птиц. По периметру пирамиду окружала изгородь из каменных змеиных голов. Два последних элемента были явным заимствованием у культуры толтеков. Двойная пирамида Уицилопочтли была центральным архитектурным элементом культового квартала Теночтитлана, который состоял из 78 построек - в основном храмов второстепенных богов, культы которых были заимствованы ацтеками у покоренных народов. Одним из таких богов был Тескатлипока ("дымящееся зеркало") - бог ночи, войны и молодости. Пирамида, на вершине которой располагался храм этого бога, была расположена на юге культового квартала, напротив императорского дворца. У погибшей культуры толтеков был заимствован культ Кетцалькоатля ("пернатого змея") - героя, принесшего культуру народам долины Мехико, бога ветра. Его храм был расположен в 90 м. к востоку от двойной пирамиды. В отличие от пирамидальных храмов других богов пантеона ацтеков, он представлял собой здание цилиндрической формы, возведенное на пирамидальном фундаменте. Вход в храм был выполнен в форме раскрытой пасти змеи. Вот как описывал храм Кетцалькоатля один из испанцев: "На некотором расстоянии от великой пирамиды находилась башня меньшего размера, которая тоже была вместилищем идолов, или, вернее, это был настоящий ад, так как входом в него служила одна из тех ужасающих пастей, которые можно увидеть на картинах. Говорят, в аду есть такие пасти с огромными зубами, которые глотают тех, кто был проклят… Ад для меня всегда был связан с именем этой башни". Храмовые постройки окружало большое количество вспомогательных сооружений. Такими сооружениями были, в частности "куаушикалько" - чаши для сердец принесенных в жертву людей, и "тсомпантли" - здания, где выставлялись на показ черепа жертв.

Человеческие жертвоприношения были и остаются одним из шокирующих аспектов не только ацтекской, но и других культур древней Мексики и Мезоамерики в целом. Обычай ацтеков приносить в жертву своим богам людей породил абсолютное неприятие ацтекской культуры европейцами, а значит, был одним из факторов ее полного уничтожения. В связи с этим представляется чрезвычайно важным рассмотреть причины и истоки возникновения этого обычая у цивилизованных народов Американского континента.

Причины, по которым культы, составной частью которых было принесение человеческих жертв, были столь широко распространены у народов Мезоамерики, безусловно, следует искать в системе космогонических и мировоззренческих взглядов этих народов. Причем, по-видимому, речь должна идти о некоем надкультурном трансмифе, который благодаря тесным культурным, торговым и политическим связям в той или иной степени разделялся почти всеми цивилизованными народами Центральной Америки. Космогоническая система ацтеков, вероятно, отображала в какой-то степени отдельные аспекты этого мифа в переработанном и измененном виде. Согласно представлениям ацтеков, до современного времени существовало несколько следовавших одна за другой исторических эпох, которые прекратили свое существование в результате глобальных катастроф, каждый раз стиравших с лица Земли человечество. Это были четыре эпохи ("четыре солнца"), а время, в которое мы живем - пятая по счету. Каждая эпоха заканчивалась катаклизмом определенного типа. Так, например, четвертая эпоха погибла в результате всемирного наводнения, поэтому ее называли "солнцем воды". Такая же судьба, по представлениям ацтеков, ожидает и современную эпоху - она должна погибнуть в результате землетрясений. Ацтеки верили, что Земля и Солнце были сотворены богами в результате жертвоприношения. Однако, для того, чтобы мир пришел в движение - Солнце совершало свой путь по небосводу, Земля плодоносила, и мир не погрузился во тьму, необходимо было кормить дневное светило его пищей - "драгоценной влагой" т.е. человеческой кровью. Таким образом, жертвоприношение стало священной обязанностью человечества по отношению к Солнцу: без него жизнь в мире просто прекратилась бы, наступил конец света. Каждый раз, когда на вершине пирамиды совершалось жертвоприношение, уничтожение мира откладывалось на некоторое время. Великий бог-цивилизатор толтеков Кетцалькоатль с отвращением относился к человеческим жертвоприношениям, принимая в качестве даров только змей, птиц и бабочек. Однако он был изгнан из Тулы посредством черной магии темного бога Тескатлипоки, и, таким образом Толлан, а затем и Мехико-Теночтитлан были переданы под власть жаждущих человеческой крови богов. Что и говорить, ацтеки жили в чрезвычайно неустойчивом мире, который мог прекратить свое существование в любую минуту. К человеческим жертвоприношениям их побуждала ни жестокость, ни ненависть - это был способ продлить существование крайне нестабильного мира.

Такое представление о сущности бытия накладывало отпечаток на все стороны жизни ацтекского общества. Так, например, ведение войн, кроме политического аспекта - расширения территорий империи, имело еще одну цель - постоянно поддерживать непрекращающийся поток военнопленных для принесения их в жертву богам. Войны ацтеков были никак не тотальными войнами на уничтожение - главной задачей воинов было не уничтожение противника, а захват как можно большего числа пленников."Когда воин брал человека в плен, он говорил:"Вот мой любимый сын", а пленный отвечал :"Вот мой почтенный отец". Воин, который взял человека в плен, а затем наблюдал за его смертью на алтаре, знал, что рано или поздно он последует за ним в загробный мир таким же путем."Добро пожаловать: ты знаешь каково счастье на войне - сегодня оно улыбается тебе, а завтра - мне",- сказал император захваченному в плен вождю. Что же касается самого пленника, он прекрасно знал о своей судьбе и с детства готовился принять ее; он стоически соглашался. Более того, он отказался бы от помилования, которое перечеркивало его судьбу или волю бога, даже если оно было ему предложено".(Ж. Сустель, "Ацтеки"). Безусловно, у каждого народа на протяжении его истории, и под воздействием тех или иных факторов складываются свои представления о добре и зле, человечности и жестокости, смысле существования. Во времена расцвета Римской Империи многие тысячи людей погибали на аренах цирков совсем не для спасения мира от гибели, а только для того, чтобы развлечь развращенную знать, или не менее развращенную чернь видом кровавого зрелища. Стоит вспомнить и цивилизованный ХХ век, с его многомиллионными жертвами, принесенными на алтарь мечты о мировом господстве. Впрочем, начало XXI века, по-видимому, не сулит человечеству ничего нового.

Вероятно, мировоззрение цивилизованных народов Мезоамерики сформировалось в результате глобального природного катаклизма, произошедшего в непосредственной близости от Американского континента много тысячелетий назад.

Развитие империи ацтеков было прервано испанскими завоевателями в тот момент, когда Мехико-Теночтитлан встал на путь создания единого централизованного государства, опирающегося на прочный государственный аппарат и единое законодательство. Подобные процессы всегда сопровождаются социальными потрясениями и некоторым ослаблением центральной государственной власти. Это обстоятельство в немалой степени определило успех конкистадоров - некоторые из раннее покоренных ацтеками народов оказали им действенную союзническую помощь. Эрнан Кортес начал свой поход на Теночтитлан в 1519 году. Ацтекский император Монтесума II пытался всячески затруднить и замедлить продвижение испанцев к столице, не решаясь вступить в открытую борьбу. Эта стратегия не имела успеха, и после того, как испанцы достигли Теночтитлана, он признал себя вассалом и данником испанского короля Карла V. Однако это не спасло империю ацтеков от гибели. В 1520 г. в Теночтитлане вспыхнуло восстание, которое было подавлено испанцами с беспримерной жестокостью. В мае 1521 года испанцы под предводительством Кортеса начали осаду Теночтитлана. К этому времени во главе государства ацтеков стал племянник Монтесумы Куаутемок - сторонник активных военных действий против испанцев. Сам Монтесума к тому времени был уже мертв - по одной версии его побили камнями собственные подданные, по другой он был повешен испанцами. Имея стальные доспехи, пушки, лошадей и парусные корабли испанцы с самого начала осады имели решающее преимущество против пехоты ацтеков, вооруженной деревянным и каменным оружием. Методически разрушая город, Кортес брал его квартал за кварталом. В самом начале были разрушены акведуки, которые снабжали население питьевой водой, а легкие бригантины испанцев препятствовали снабжению города продовольствием. Тысячи защитников Теночтитлана погибли от нехватки питьевой воды, пытаясь утолить жажду соленой водой озера Тецкоко. Кроме технического превосходства сказались различия в тактике ведения войны ацтеков и конкистадоров. Испанцы убивали так много ацтекских воинов, сколько могли, в то время как ацтеки тратили время на то, чтобы брать пленных для принесения их в жертву. Несмотря на все фатальные обстоятельства, Тенчтитлан продержался 65 дней. Сопротивление прекратилось только после того, как в плен попал принц Куаутемок. После окончания боевых действий остатки ацтекской знати начали готовиться к переговорам, они думали, что состоится ожесточенный торг, который установит сумму дани завоевателям. Однако испанцам было нужно совсем не это - они начали планомерное и тотальное уничтожение Тенчтитлана. Вместе со столицей прекратила свое существование и империя ацтеков.

Далее

 

Rambler's Top100