В.Мизин "Сейды, мегалиты русской Арктики"

Сейды одиночные и комплексы,

конструктивные и ландшафтные особенности,

сопутствующие конструкции...

Среди особенностей расположения как комплексов сейдов так и отдельных камней на Кольском полуострове есть факты, ознакомление с которыми задает много вопросов. Например, почему расположенные в горах сейды часто ставились у источников, или даже над ними? Почему некоторые горы бывают "опоясаны" сейдами по высоте около100м, но выше и на вершине нет ни одного? С чем связан высотный диапазон комплексов 300-700м., когда самые высокие горы Кольского полуострова обойдены комплексами мегалитов, несмотря на обилие подручного строительного материала, а попадающие в данный высотный промежуток горы Карелии отмечены сейдами? На многие вопросы четких и однозначных ответов пока нет, можно утверждать лишь однозначную связь комплексов сейдов с некоторыми геологическими особенностями региона. Но например мифологически этот высотный выбор можно объяснить культом Рана-нейды(Небесной девы) покровительницы первой весенней травы(43) - именно в этом диапазоне первым стаивает снег весной, когда невысокие сопки еще укрыты сугробами и в вершинах Хибин, Луявра и подобных снег может оставаться еще долго.

Попытаться проникнуть в тайну северных мегалитов лучше всего с "начала", с выявления внешних особенностей, как камней так и их комплексов. Конструктивные и ландшафтные особенности сейдов таят в себе немало сюрпризов и интересных головоломок. Сразу можно сказать, что банальное объяснение возникновения полярных мегалитов проделками таявшего ледника придется оставить. Данное предположение не выдерживает никакой критики и не дает ответов на многие вопросы, главный из которых - почему ледник в одном месте "сооружал" сотни сейдов, а в другом ни одного и почему в других горных местах планеты, также бывших под многометровым ледяным колпаком, нет ничего подобного? Кроме того существуют особые признаки выбора мест для постановки сейдов, которые отсутствуют в местах хаотического скопления валунов разбросанных ледником - вероятность встретить в этих нагромождениях сейд крайне мала, а "подгонку" легко опознать с большой долей вероятности. Несмотря на то, что некоторое рациональное зерно в "ледниковой" гипотезе есть, о чем будет сказано ниже, все-таки её стоит лучше оставить в разряде казусов исторического материализма вроде "лабиринты - ловушки для рыб" (продолжая: "дольмены из-за явного сходства с скворечниками - ловушки для птиц, а стоунхендж не что иное как сушилка для белья великанов...") и т.д. и т.п. Рукотворность сейдов бесспорна. Наличие не только некоей "разумности", но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно имеется в величественных мегалитах Арктики.

 

Условно сейды можно разделить на несколько основных типов, отличающихся конструктивными особенностями:

1 - в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку,

2 - камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков.

3 - камень сверху которого установлен один или несколько камней("шапки"),

4 - камень на подставках, сверху которого установлено один или несколько камней,

5 - пирамидка из небольших камней на вершине валуна.

6 - камень установленный на ребро, или узкой частью вниз.

7 - камень просто поставленный вершиной вниз.

Это только основные конструктивные особенности сейдов, одиночно встречаются и совершенно уникальные конструкции - маленький камень на подставках расположенный на большом камне на подставках, камень-сейд на двойных подставках-кладках, пирамидка из камней на вершине валуна установленного на подставки, конструкция из нескольких камней поставленных друг на друга, сейд на подставках над трещиной, сейды установленные под углом до 45градусов на скалах.

Также среди северных мегалитов отчетливо прослеживается традиция увенчивать сейды именно белыми камнями. Сейды располагаются по одному, группами по несколько штук и массовыми скоплениями от нескольких десятков до сотен. Существуют группы одиночных сейдов. Отличительными признаками "плато сейдов" - больших мегалитических комплексов можно назвать разнообразие и экстремальность конструкций самих сейдов - сейды имеют склонность к правильным формам, устанавливаются на самом краю, у обрывов, наличие сейдов мегалитов весом до 2-3тонн, нахождение рядом с сейдами других культовых конструкций - каменных кладок, кругов камней, выложенных камнями трещин в скалах и т.п. Как правило одиночные сейды не соответствуют этим признакам и вероятно являются более поздними репликами. Комплексы сейдов являются крупными скоплениями культовых камней расположенными на возвышенностях, "лысых горах", плоскогорьях(именуемых в Скандинавии "виддами"), известны как Карелии так и Кольского полуострова - гора Воттоваара(несколько сотен сейдов), Кивакка(десятки), Нуорунен(десятки), о-ва Кузова(около полутора сотен), гора Двойная(несколько сотен), на полуострове Рыбачьем(десятки), окрестностях Териберки(десятки) и некоторых других местах. В Норвегии одним из таких мест является плато Финмарксвидда. Все объекты расположены в ныне малонаселенных и относительно труднодоступных местах. Обобщая известные упоминания можно сказать, что в пределах русского севера комплексов сейдов вероятно насчитывается несколько десятков, численностью от нескольких десятков до нескольких сотен сейдов каждый. Характерным признаком сейдовых святилищ является их природная выделенность из окружающего ландшафта - это могут быть останцы, самые высокие точки окружающей местности, места где проходят геологические разломы и сейсмически активные участки - места землетрясений.

Безлесые вершины, "лысые горы", часто становились сакральными точками многих народов Мира в том числе и саами, на разных языках Скандинавии у этих северных "лысых гор" свои названия - fjell, fjdll, tunturi. В русском языке последнее стало прообразом слова "тундра", "полярная степь".

 

Обобщая признаки плато сейдов можно выделить несколько основных пунктов:

1. - привязка к геологическим особенностям

2. - наличие верховых озер

3. - "средний" высотный диапазон

4. - "многовершинность" (либо пологое плато, учитывающее предыдущие признаки)

5 - наличие мощных останцев (либо многочисленные выходы скал)

Подобные места выделялись не только сейдами, но и петроглифами. В северной Швеции недавно было открыто святилище условно названное "Падьяланта"(52). По основным ландшафтным особенностям - высотному диапазону, наличию небольших озер и мощных останцев, это "стандартное" священное место древних обитателей европейского Севера. Парадокс в данном случае представляет другое - изображения петроглифы лодок и кораблей на высоте 700-800метров от уровня и на удалении 40км от моря. Свидетельства глобального подъема Скандинавии в послеледниковое время или просто горные саами в своем капище высекали изображения чужеземных транспортных средств? Возможно, что лодки в данном случае были символом перехода между мирами, как это часто упоминается в древних мифологиях норвежцев и саами? Петроглифы-символы подчеркивали сакральность места? Загадки петроглифов, как и лабиринтов тесно переплетаются с темой сейдов и не только на уровне внешних признаков святилищ, но и по взаимному расположению. Хотя среди комплексов сейдов петроглифы не найдены, но несомненно что эти две категории памятников взаимно дополняющие.

Кроме возвышенностей священными местами считались и ущелья. В Финляндии известно труднодоступное урочище Пакасайво именуемое "лапландским адом". Вход в него предваряет массивный сейд. Привязка магического мировосприятия древних саами к ущельям и трещинам в скалах также очевидна - в Хибинах есть "ущелье мертвых", сейды иногда ставились над трещинами в скалах, как бы соединяя их.

Сейды сосредоточенные в комплексы часто имеют сильные отличия от одиночно установленных сейдов, Они выполнены более искусно, причем отличия в постановке есть даже между сейдами разных комплексов, но всегда камни ставились так чтобы производить максимальное визуальное впечатление - крайне неустойчиво, с наклоном к обрыву. Например, среди сейдов Воттоваары встречаются валуны весом от 2 до 30тонн, причем это не единичные реликты возможно ледникового происхождения, а десятки камней. Сложно представить, чтобы таявший ледник именно в этом месте ставил на подставки десятки огромных глыб. По количественно весовым категориям сейды можно представить следующим образом - основная часть это камни весом от двухсот килограмм до пяти тонн, вероятное их количество не менее нескольких тысяч, вторую группу можно назвать "мегалитической" - камни весом от пяти до двадцати пяти тонн, их количество вероятно в пределах ста-двухсот штук. Говоря об особенностях постановки, нужно упомянуть, что на Воттовааре есть сейды установленные так что камни подставки держатся на краю только весом верхнего камня- подними его и подставки рухнут вниз, конструкция разрушится. Подобные особенности совершенно необъяснимы для места где тысячелетия назад произошло сильное землетрясение разрушившие скалы. По современной логике в таком месте святыни должны быть наоборот "сейсмоустойчивыми" при установке, но логика древних была обратной, камни ставились крайне неустойчиво - то вершиной вниз, то под углом, то на самом краю обрыва.

 

Можно выделить несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им "неустойчивого" положения сейдов:

1 - сейд ставился на одной опоре под углом до 30градусов.

2 - опоры наклоняли сейд установленный на склоне. В некоторых случаях создается впечатление, что опоры буквально "подталкивают" сейд к обрыву.

3 - сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу.

4 - сейд ставился острой вершиной вниз.

5 - совершенно уникальная "дольменная" постановка - сейд плита, в горизонтальном положении сверхустройчивая по определению ставилась на опоры расположенные вершинами вниз.

6 - опоры сейда ставились неустойчиво, держась в заданном положении только за счет веса самого сейда.

7 - сейд располагался на опорах так, чтобы часть его "висела" вне опор.

8 - камни ставились "в распорку" - "домиком".

9 - сейд ставился "на попа", нечто вроде "менгира-на-шарнирах".

Иногда встречаются и другие варианты постановки, например сейд нависающий над обрывом. Даже те сейды которые ставились вполне сносно тоже тяготеют к обрывам, трещинам, склонам. В некоторых случаях сейды ставились устойчиво со всех сторон - как по постановке, так и по расположению. Но по другим признакам(месторасположению, весу) такие можно отнести к более поздним, возможно средневековым имитациям.

 

Систематизируя сейды и их комплексы, наталкиваешься на неожиданные выводы: в выборе места для "капищ" главную роль играли "невидимые" геологические признаки. В постановке же самих камней количество камней-опор, вес и прочие внешние признаки также уступали главному требованию - сейдом в комплексе может быть любой камень, хоть вообще без опор, но установленный неустойчиво. Неустойчивость была главным каноном, все остальное было второстепенно. Можно было извращаться с опорами как угодно - главное стремиться к этому "каноническому" условию постановки. Возможно, предположить, что каждый род ставил сейды по-своему, или в разные сезоны постановка была различной, или еще чего подобного, но это все второстепенные детали. Наличие в геологически активных точках неустойчивых камней явно было зачем-то нужно древним людям. Причем эти два требования были ГЛАВНЫМИ в полярном мегалитостроении. Получается, что строители сейдов делали упор именно на некое непонятное нам знание, а не воротили валуны от безделья, величия своих возможностей ради.

Людям во все времена было свойственно использовать то, что есть в недрах Земли - мы сейчас используем нефть, газ, добываем руду, а что могли "качать" своими неустойчивыми камнями в геологических разломах древние люди? Интересно, какую роль играли водоемы в таких местах? Может быть сам химический состав воды в них отличается от равнинных "обычных" озер и рек? Сейды тоже врядли "случайно" оказывались над источниками. Совершенно очевидно, что в этом был заложен какой-то смысл.

В некоторых местах Кольского полуострова сейды являются своеобразными маяками, указующими неведомую дорогу - если идти от сейда к сейду, то от каждого открывается вид наследующий. Кто обозначил священными камнями эти тропы, кто по ним шествовал, и куда они ведут? Пути миграций саамов?(30)

В некоторых публикациях посвященных сейдам встречаются упоминания о двух типах камней - зооморфных, посвященных духам, которым молились перед охотой и антропоморфным, "духам предков". Следует отметить, что данные трактовки являются весьма вольными и небесспорными - да некоторые сейды похожи на птиц и животных: лемингов, волков, кашалотов, бегемотов, но только в определенном ракурсе. Насчет антропоморфности сейдов вопрос кажется еще более спорным, т.к. сложно назвать похожим на человека камень, венчающий валун на ножках. Если и можно проводить визуальные параллели, то слишком натянуто, в отличии от действительно антропоморфных американских инаксуитов. У саамов существовали священные скальные образования напоминающие контурами людей и также именуемые сейдами - скала Куйвы на Сейдозере, "Раткольский бог"- скала на острове Ратколье, в Онежском озере, скала Астувансалми в Финляндии. Вероятно, что люди выбирали такие объекты, возможно в чем-то дорабатывая, что же касается сейдов то здесь, скорее всего, были случайные эффекты постановки, игра света-тени и ракурса обзора, так как большинство сейдов все таки ставились по другим критериям, без учета быть похожими на известных живых существ.

Интересный комплекс сейдов расположен на горе Двойной в северной части Кольского полуострова, здесь среди сотен сейдов окружающих вершину - вулканический останец, вокруг не так много многотонных камней - преобладают весовые категории от 500кг до 2тонн, максимальный вес некоторых сейдов 15-20тонн, но сама постановка поражает продуманностью и искусством. Этот уникальный комплекс, по существующей негласной традиции именовать крупные скопления мегалитов по созвучию с самым знаменитым мегалитическим памятником мира, со всем основанием можно назвать "мурманский стоунхендж". Здесь представлено все конструктивное разнообразие форм и постановок сейдов, валуны поставленные на вертикальные подставки установленные острием вниз, некоторые овальные камни имеют несколько мелких опор в самом центре, оставляя массивные части на весу, камни кубической формы поставлены "ромбом" с уклоном в обрыв, другие камни поставлены на подставки вертикально, подобно знаменитым западноевропейским менгирам, есть сейды наклоненные почти под 45 градусов со скалы. Данное плато является самым настоящим "царством сейдов", в какую сторону не обратишь взор везде видишь их десятки и при переходе на другое место открываются новые перспективы с новыми сейдами, "камнями-шапками", каменными кругами... Также как и на Воттовааре и Кузовах многие сейды имеют здесь навершия в виде камней "шапок", или даже сложенных небольших пирамидок, реже в виде "сейд на сейде". На Воттовааре большинство камней с "шапками" сосредоточено в восточной части комплекса.

Плато сейдов производят сильное визуальное впечатление и наивно полагать это случайным эффектом, при внимательном осмотре становится очевидным то искусство, с которым ставились камни. Ведь не только сама постановка камня, но выбор места подчеркивал этот эффект, в основном камни ставились на выступах скал, покатых "лбах", останцах, на обрывах. Довольно часто камни ставились и на трещинах, как бы отмечая их.

Говоря о феноменах сейдовых плато нельзя обойти стороной и систему в расположении сейдов. Можно сказать, что сейды не всегда расположены "просто так" на эффектных местах. Пока удалось выявить несколько простейших схем в их расположении - это прямые линии, круги, квадраты очень редко треугольники. Наиболее распространенными системами являются скопления камней сконцентрированных вокруг сейдов - иногда это могут быть "квадраты" отмеченные камнями по углам и парой камней в центре расположенных симметрично относительно сейда. Некоторые скопления образуют незамкнутые круги, причем иногда "круг" составляется не только из крупных камней, но и кладок мелких. Можно утверждать, что тем, кто возводил сейдовые комплексы было известно о простейших геометрических понятиях - линиях, кругах, симметрии. Ведь если сейды ставились в круг или по линии, то это было для чего-то нужно? Что значила и какие законы отражала эта каменная геометрия? Значит, строителям имело смысл делать именно так, а не иначе. Кроме четко опознаваемых фигур чаще встречаются и совершенно неидентифицируемые выкладки - безсистемные, но явно рукотворные. Они также тяготеют к скалам. Часто встречаются сдвоено расположенные камни и сейды, иногда группирующиеся возле трещин. На плато сейдов в районе Териберки есть интересная конструкция условно названная "мостик" - две скалы через трещину соединяются каменной кладкой увенчанной несколькими белыми камнями. Вопрос о системах сейдов нуждается в дополнительном исследовании и вполне возможно будут выявлены и сложные закономерности в расположении сейдов - это только первые начальные выводы. Наиболее вероятным представляется заимствование данных простейших форм у природных прообразов - линии вероятно с многометровых ровных трещин скал, круги также имеют многочисленные прообразы в природе от кратеров "цирков", дисков Луны и Солнца до лишайников растущих кругами.

Здесь мы можем только гадать, как далеко распространялись познания древних в этой области и какой вкладывался смысл.

Круги на плато сейдов бывают нескольких видов, это либо круг из камней вокруг сейда диаметром до 2-х метров, либо несколько сейдов расположенных по кругу внешним диаметром до 5 метров. В основном камни составляющие подобные конструкции невелики. Встречаются и более сложные варианты - такие как двойные круги вокруг сейдов. Реже встречаются круги образованные спошными кольцами камней, смахивающие на лабиринты. В настоящее время мистики, практикующие в местах силы, сами часто сооружают круги, поэтому говорить о древности всех кругов на той же Воттовааре нельзя. Но вот на горе Двойной есть уникальный объект - двойной каменный круг, в центре которого расположен валун, причем внутренний круг выложен из темных камней, а внешний из светлых. Древность данной конструкции подтверждает не только сильный нарост лишайников, но и то, что круг расположенный на краю скалы наполовину обрушился вместе с частью скалы и валуны недостающей части валяются внизу. Трещины, разрушившие скалу по цвету не отличаются от соседних скал - видно, что разрушение произошло очень давно. Что было его причиной? Если землетрясение, то основная часть сейдов выходит, была поставлена после, ибо подземный толчок разрушивший скалы стопроцентно уничтожил бы большинство сейдов. Может быть этот круг - древнейший объект комплекса, поставленный еще до сейдов? Кроме кругов встречаются в комплексах сейдов и небольшие круговые выкладки, так называемые "очажные". Часто рядом с сейдами камни ставились над трещинами в скалах, иногда просто забиваясь в них, либо выкладываясь по ним сверху. Интересно также отметить, что скоплениям сейдов иногда сопутствуют и скопления камней условно называемых "шапками", например вокруг одного крупного сейда располагается множество камней поставленных в неестественной позе, подобно сейдам, на обычных валунах. Скопления из десятков подобных конструкций часто пересекаются с скоплениями сейдов и вероятно образуют какую-то побочную ветвь культа. Впрочем, иногда такие конструкции образуют и отдельные "комплексы камней-шапок", менее эффектные, но несомненно также рукотворные. Или может быть это более поздние подобия сейдов, сделанные когда навыки установки многотонных глыб были уже утрачены? Касаясь темы сейдовых плато можно сделать несколько предварительных выводов:

  • во первых, для установки большого количества сейдов большого веса необходимо наличие свободного народа и некоей его организующей силы-власти

  • во вторых, предположив что сейды ставились на протяжении длительного времени должна существовать и традиция(ритуал? "техническое описание"? методика?) их возведения передаваемая через поколения.

  • в третьих, места расположения сейдовых плато выбирались с учетом знания геологических свойств местности, ибо странно предположить, что такие комплексы оказались "случайно" на месте тектонического разлома или в центре древнего землетрясения. Кроме этого совершенно очевидно наличие знания о ландшафтных особенностях и наиболее эффективном их использовании в обустройстве комплексов. Сама постановка сейдов также подразумевает познания в сооружении с максимальным визуальным, а следовательно и психологическим эффектом на смотрящего. Что бросается в глаза? В первую очередь неестественность сейдов. Интересно, что непременной ландшафтной составляющей комплексов является наличие небольших верховых озер, они есть на Воттовааре, Кивакке, Двойной. Например, над тундрой возвышается сопка высотой метров 400 - самая высокая точка окрестностей, на вершине ни одного сейда -лишь у подножия, возле двух небольших озер, располагается скопление из не более 10 сейдов. Это тоже явно не случайное совпадение - вероятно наличие воды было необходимо для каких-то ритуалов, мистерий, приношений и т.п. действ. Вполне возможно, что вода была важнее "высотности" в выборе места для возведения сейдов. В саамской мифологии горы были олицетворением рая Сайваймо, верховые озера вероятно могли быть прообразами тех колодцев-источников всех земных вод, бывших при сотворении Мира(43). Сами священные озера именовались "сайва"(saivo или saiva) и считались воротами в мир духов Сайвамаа. Расположение сейдов возле озер прослеживается в финской части Лапландии - в округе Енонтекио известны сейды Накала(Nakkala seita) возле озера Наккалаярви, Кикасярви и Сомасярви камни в местности Касиварси, и в горной части Швеции (озеро Виксиярви-гора Мионювара).

Подобный широкий спектр знаний невозможно получить без длительного наблюдения за особенностями местности, обобщающего опыта и схемы его наследования. Условно можно сказать что существовала некая каста шаманов и по совместительству инженеров-геофизиков стоявших у истоков сооружения комплексов сейдов. Также ясно, что эти люди проживали на данной территории относительно длительное время, позволившее им исследовать местность и сделать свои выводы о её структуре и свойствах. Они не были случайно прокочевавшим народом, культовые комплексы выглядят отнюдь не рассчитанными на один-два сезона ритуальных действ, т.к. содержат разнообразные конструкции и по тому, что некоторые почитались до недавних пор, почитание это имеет длительную традицию. Сейчас известно, что первопоселенцами европейского Севера были саами. Рассмотрим подробнее сведения об истории этого народа применительно их причастности к строительству сейдов.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Сопутствующие конструкции:

Круг с кучей в центре. (фото-2004)

Линии камней.(фото-2004)

Заваленные трещины на плато сейдов

(фото-2004)

"Шапки"(часто именно белые) на камнях(скалах)

(фото-2004)

"Кладки соединяющие камни", на фото - кладка "мостом" соединяющая две скалы(?)

(фото-2004)

Четырехугольные-"жертвенники"

(фото-2004)

Каменные пирамидки, вроде "гурий"

(иногда с цветными камнями)

(фото-2004)

"Линейные" парные каменные кладки - имитирующие трещины? (фото-2004)

Иногда встречаются и некие подобия петроглифов(фото-справа). Ущелье Сейдуай

(фото-2000)

 

Варианты постановки:

Одноопорный (фото-2004)

Трехопорный (фото-2004)

Многоопорный (фото-2004)

Вершиной вниз (фото-2004)

"Бодающиеся камни"(на краю!) (фото-2004)

С "пирамидкой" (фото-2004)

Неустойчивая постановка:

На склоне, на весу (фото-2004)

Частью вне опор (фото-2004)

 

"Куб-на-ребре" (фото-2004)

Плато сейдов:

... в тундре (фото-2004)

... в тайге (фото-2004)

 

"Архитектура" сейдов:

"Архитектура" сейдов - условное обозначение некоторых идентичных форм и вариантов постановки северных мегалитов, встречающихся в различных удаленных друг от друга комплексах. Выбранные типы дизайна являются не результатом съемки в "нужном ракурсе", а всесторонне воспринимаются именно так. Сходство форм сейдов различных комплексов далеко не исчерпывается указанными здесь районами. Сейды кубической формы есть на горе Сарисельянтунтури, островах Кузова... Сейды приближающиеся к шарообразной и овальной формам с группирующимися под центром одним-четырьмя камнями-подставками есть на полуострове Рыбачий. "Сейды-столы" известны в Швеции и северной Финляндии (финской части Лапландии). Представленные здесь варианты это лишь предварительная часть работы по выявлению "архитектуры" сейдов. Вопрос о роли формы в "культе сейдов" во многом остается открытым. Почему такие формы сейдов ставились именно так? Маловероятно, что камням искусственно придавалась такая форма, но в постановке подобных камней несомненно предпочтение делалось именно такому дизайну. Было это совпадение форм случайным выбором или нет, мы можем только гадать. "Архитектурные" совпадения в общем количестве, на фоне сейдов "хаотических" форм невелики, но они выделяются не только формой, но и манерой постановки - расположением опор, их количеством. Т.е. случайными их назвать сложно. "Архитектура" сейдов это обширная и увлекательная тема для грядущих исследований. Вполне возможно, что те конструкции которые при беглом осмотре кажутся хаотическими тоже подчинены определенным признакам постановки, ориентации, компоновки...

(Отдельное Большое Спасибо В. Трошину за предоставленные фото, а также Зернову В.Б.)

 

Сейды приближенные к овальной, шарообразной форме с опорами сгруппированными под центральной частью. Кольский п-ов (фото В. Трошин)

Сейд овальной формы с тремя подставками. Для сейдов подобной формы(валуны ледникового происхождения?) бывает характерно именно такое расположение опор - под центром. Под сейдами хаотических форм опоры могут располагаться по разному (фото 2004)

"Сейд-стол", Воттоваара(фото-2004)

"Сейд-стол", Кольский п-ов (фото В. Трошин)

Сейд, Териберка (фото 2004)

Сейд, Кольский п-ов (фото В. Трошин)

Сейд-куб, Воттоваара (фото 2004)

Сейд-куб, Кольский п-ов (фото В. Трошин)

 

Системы сейдов:

Линии (фото-2003)

Круг (фото-2004)

"Квадрат" - сейд в центре четырехугольника отмеченного по углам камнями, рядом с сейдом два камня симметрично., направление на запад (фото-2004)

"Пара" - два близкорасположенных сейда на одном скальном выступе.

(фото-2004)

слева:

Интересная разнесенная "пара": серый камень с навершием розовым и белый с навершием серым - если идти по линии образованной этими камнями, то выйдешь на крупный останец с небольшой пирамидкой камней и сейд с "шапкой" рядом. Возможно эта "система" поздняя навигационная имитация?

(фото-2004)

Далее

 

Rambler's Top100